суббота, 12 сентября 2009 г.

Как научиться забывать? — вот в чем вопрос!

В последней главе нашего субботнего сериала, посвященного человеку с уникальной памятью, речь пойдет о том, как этому человеку, фигурирующему в книге под ником Ш.,  приходилось учиться забывать!

Да, именно так! Обратите внимание – если обычному человеку нужно учиться как лучше запоминать, то такому выдающемуся мнемонисту как Ш. приходилось специально учиться забывать!

А. Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти»

Часть 8. «Как научиться забывать? — вот в чем вопрос!»

Искусство забывать

Мы подошли вплотную к последнему вопросу, который нам нужно осветить, характеризуя память Ш. Этот вопрос сам по себе парадоксален, а, ответ на него остается неясным. И все-таки мы должны обратиться к нему.

Многие из нас думают: как найти пути для того, чтобы лучше запомнить. Никто не работает над вопросом: как лучше забыть?

С Ш. происходит обратное. Как научиться забывать? — вот в чем вопрос, который беспокоит его больше всего…

Ш. часто выступает в один вечер с несколькими сеансами, и иногда эти сеансы происходят в одном и том же зале, а таблицы с цифрами пишутся на одной и той же доске.

“Я боюсь, чтобы не спутались отдельные сеансы. Поэтому я мысленно стираю доску и как бы покрываю ее пленкой, которая совершенно непрозрачна и непроницаема. Эту пленку я как бы отнимаю от доски и слышу ее хруст. Когда кончается сеанс, я смываю все, что было написано, отхожу от доски и мысленно снимаю пленку… Я разговариваю, а в это время мои руки как бы комкают эту пленку. И все-таки, как только я подхожу к доске, эти цифры могут снова появиться. Малейшее похожее сочетание, — и я сам не замечаю, как продолжаю читать ту же таблицу”.

… Ш. пошел дальше; он начал выбрасывать, а потом даже сжигать бумажки, на которых было написано то, что он должен был забыть…

Однако “магия сжигания” не помогла, и когда один раз, бросив бумажку с записанными на ней цифрами в горящую печку, он увидел, что на обуглившейся пленке остались их следы, — он был в отчаянии: значит и огонь не может стереть следы того, что подлежало уничтожению!

Проблема забывания, не разрешенная наивной техникой сжигания записей, стала одной из самых мучительных проблем Ш. И тут пришло решение, суть которого осталась непонятной в равной степени и самому Ш., и тем, кто изучал этого человека.

“Однажды, — это было 23 апреля — я выступал 3 раза за вечер. Я физически устал и стал думать, как мне провести четвертое выступление. Сейчас вспыхнут таблицы трех первых… Это был для меня ужасный вопрос… Сейчас я посмотрю, вспыхнет ли у меня первая таблица или нет… Я боюсь как бы этого не случилось. Я хочу — я не хочу… И я начинаю думать: доска ведь уже не появляется, — и это понятно почему: ведь я же не хочу! Ага!.. Следовательно, если я не хочу, значит, она не появляется… Значит, нужно было просто это осознать”

Удивительно, но этот прием дал свой эффект. Возможно, что здесь сыграла свою роль фиксация на отсутствие образа, возможно, что это было отвлечение от образа, его торможение, дополненное самовнушением, — нужно ли гадать о том, что остается нам неясным? … Но результат оставался налицо…

Вот и все, что мы можем сказать об удивительной памяти Ш., о роли синестезий, о технике образов и о “мнетотехнике”, механизм мы которой до сих пор остаются для нас неясными…

Комментарии редакции "Запоминалок"

Вот и подошел к концу наш «субботний сериал»

Если попробовать резюмировать содержание этой книги, то получится примерно следующее.

Ш., настоящая фамилия которого Шерешевский, был одним из тех людей, которые удивили мир.

Такие люди ходят рядом с нами и сами не подозревают, что они уникальны. Помните, как Ш. удивлялся, когда психологи удивлялись ему. Ш. казалось, что все люди так воспринимают слова и звуки, и также как он их запоминают.

Главный вывод, которые сделали А.Р. Лурия и его коллеги, состоял в том, что у Ш. было два вида памяти. Одна природная, натуральная, синестетическая, т.е. богатая различными ощущениями. Например, когда Ш. слышал слово у него одновременно возникали различные звуки, вкусовые ощущения, тактильные и многие другие.

Именно с помощью такого богатства ощущений он и мог запоминать много различной информации.

И второй вид памяти – произвольная, приобретенная, искусственная, созданная. Сюда относятся различные мнемотехнические приемы, такие как семантизация, привязка к словам различных ассоциаций, и многое другое.

И что интересно, многие из этих приемов психологи заметили как раз тогда, когда Ш. ошибался. То же можно сказать и про забывание, от которого обычные люди мечтают избавиться, а Ш., наоборот, вынужден был учиться забывать!

После этого невольно согласишься с теми специалистами, которые говорят, что для понимания памяти нужно понять, что такое забывание.

Именно благодаря Ш. мир узнал многие из мнемотехнических приемов, которые сегодня уже стали частью общечеловеческой культуры и доступны обычным людям, которые хотят совершенствовать свою память.

Частичку из этого опыта используем и мы, когда разрабатываем запоминалки для английских слов.

Навигация по сериалу

Предыдущая 7-я серия - “Кто может запомнить колышущиеся волны”

6-я серия - "Как Ш. запоминал иностранные слова"

5-я серия - "Три приема "эйдотехники"

4-я серия - "Чем же объяснить "забывание" у человека со столь мощной памятью?"

3-я серия - "Я обычно чувствую и вкус, и вес слова и мне уже делать нечего — оно само вспоминается"

2-я серия - "Синестезия"

1-я серия - "Начало"

———————————————————————————-

Если Вам нужно запомнить "трудное" английское слово, пришлите его нам (zapominalki@gmail.com) и мы придумаем для него специальную запоминалку

——————————————————————————————-

«Запоминалки» – это небольшие веселые истории в стиле "фэнтези", которые мы разрабатываем для запоминания английских слов (обычно тех, что выпадают из памяти)

Они создаются по специальной технологии с использованием возможностей памяти, мышления и воображения

Поэтому эффективность запоминалок равна практически 100%

——————————————————————————————–

Download

Словарь запоминалок английских слов "The best of the first"

Нанословарь лучших запоминалок, созданных за первые полгода работы проекта

Бесплатно

Скачать

——————————————————————————————-

Buy

Словарь запоминалок английских слов "Дни недели"

7 запоминалок на 7 дней недел

Стоимость 0,99$, оплата sms-сообщением с мобильного телефона, Web Money и др.

Купить

—————————————————————————————–

Donate

Поддержать нас можно здесь

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для blogger.com

Комментариев нет: