вторник, 16 сентября 2008 г.

Запоминалки и суперпамять

Итак, напомню вопрос, точнее процитирую:

“Про интеллектуальное орудие. Есть мнение, что от запоминалок будет толк только в том случае, если человек сам их придумал:

Отклики читателей рассылки вроде бы ставят под сомнение эту идею.
Что вы про это думаете?”

Ответ

Я думаю, что Ермаков как человек, который сам преподает иностранный язык, конечно же в первую очередь будет продвигать свою методику.

Поэтому не удивительно, что он будет критиковать книги других авторов, ту же “Суперпамять”

(Кстати, поискал эту книгу в Интернете, так их там оказывается целых несколько с таким названием. Но мне почему-то кажется, что Ермаков критиковал Васильевых :) )

На самом деле, наш опыт действительно показывает, что можно пользоваться и готовыми запоминалками

Другое дело, что запоминалки как интеллектуальные орудия, или инструменты, тоже требуют к себе определенного внимания.

Сравните с компьютером, ведь с ходу так им особо не попользуешься, нужно немного подучиться, освоиться и т.д.

Так и запоминалки, это ведь не горячие пирожки, что взял, съел и порядок :)

Здесь тоже нужно как-то настроиться, понять, зачем тебе это надо, как этим пользоваться и т.д.

Очень важный момент, который есть в нашем проекте - это то, что люди изначально замотивированы на использование запоминалок. Как, например, написала Заринамо, что слово ее “мучило несколько месяцев” (см. здесь)

Поэтому, когда запоминалка приходит к человеку, он уже психологически готов к ее использованию.

Есть у нас и некоторые другие хитрости, ноу-хау :), которые мы пока не планируем в ближайшее время раскрывать, но которые явно работают.

Вот, например, такой вопрос, что, как пишет Ермаков, человек прочитал запоминалку, в его терминологии “фонетическую ассоциацию”, и через пять минут ее забыл.

А теперь вспомните письмо Таши Лайф, когда она говорит, что действительно бегло прочитала разработанную для нее запоминалку и особо не поверила, что что-то там запомнится. Но вот пришло время и эта запоминалка “огненными буквами вспыхнула у нее в мозгу” :) (см. здесь)

Вот вам, пожалуйста, и эффект, человек вроде быстро глянул, а запоминалка все равно запомнилась!

Есть и еще одно интересное ответвление этой темы - а как обычно предлагают запоминать материал на уроках английского языка? Если присмотреться повнимательнее, то окажется, что совсем никак! :)

Обычно говорится - “выучите”! Обратите внимание - “выучите”! А как это выучить? - Вариантов совсем немного.

Классический - “мать учения - это повторение” Вот и “повторяют” ученики - маленькие и большие, дети и взрослые - чуть ли не до посинения один и тот же материал. Но, как известно, зубрежка не лучший метод.

Второй путь - некоторая осмысленность, точнее “осмысливаемость” материала. С этой точки зрения добавляются разные упражнения, примеры, иллюстрации и т.д. Но если присмотреться внимательно, то в основе всего этого лежит насыщение памяти человека определенными ассоциациями, которые будут связаны с этим материалом.

И что самое интересное, что в наших запоминалках используется та же идея - насыщение ассоциациями! Только мы это делаем несколько иначе, может быть не так прямолинейно, веселее, разнообразнее, плюс опять же свои какие-то наработки, другой взгляд и т.д.

И при этом мы совсем не отрицаем какие-то другие подходы. Например, нам читатели уже несколько раз писали, что было бы неплохо давать варианты использования запоминаемых слов в тех или иных текстах. И мы действительно считаем, что это будет хорошо и полезно. Вопрос только в ресурсах для реализации, т.е. нужен человек, который эти примеры будет подбирать, редактировать и т.д. Но это уже вопрос технический и упоминаю его лишь для того, что возможно среди читателей найдется кто-то, кому это будет интересно и которые сможет поработать с нами в команде.

А если копнуть еще глубже, то окажется, что при осмысливании, и при использовании запоминалок, не просто будут ассоциации, связанные с материалом, который нужно запомнить. Это будут именно связи материала с другими элементами, блоками, квантами информации, которые уже есть у нас в памяти. С этой точки зрения наша память, наш мозг, наше мышление - это, образно говоря, некоторая многомерная семантическая сеть, паутина, и мы привязываем новый материал в определенном месте этой паутины, делаем новые узелочки, узелки, Не зря ведь так часто при обсуждении памяти всплывает тема узелков, а одно из значений узелка, в свою очередь, есть связь

Кстати, еще одно направление в заучивании иностраных слов тоже связано с мотивацией. Я имею в виду такой подход, когда язык изучается на примере каких-то текстов. Например, на примере текстов песен любимых исполнителей. На SubscribeRu есть, если не ошибаюсь, аж целых несколько таких рассылок. Берется текст песни, дается перевод, комментарии и т.д.

Здесь я вижу явную аналогию с тем, что нам люди присылают свои слова, которые по тем или иным причинам для них являются “трудными” для запоминания. И в том, и в другом случае имеет место быть хороший мотивационный потенциал. Я сам с удовольствием бы почитал текст Beatles с переводом :)

Кстати, обратите внимание, что у каждого эти “трудные” слова слова разные. И как пишут сами наши читатели, бывает порой действительно удивительно наблюдать, как у одних людей из памяти выпадают одни слова, а у других - совершенно другие, как иногда “трудным” оказывается для кого-то слово, которое для тебя казалось таким легким и т.д.

А можно вспомнить еще и психоанализ! Сколько нюансов связано с нашим бессознательным, подсознанием и т.д. Взять хотя бы те же архетипы, причем не только глубинные, древние, но и те, которые формируются сегодня.

Живой пример- мы придумали запоминалку на слово head - голова, а Светлана Ж. прислала нам свой вариант, который связан, ассоциируется (обратите внимание на слова - сплошные узелки и связи :) ) с сегодняшним днем - скинхед.

Наконец, еще одно ответвление, психологическое. Память связано с мышлением, а мышление с волей. Вспомните, в религии, что бог дал человеку - бессмертную душу!

А что такое душа? - Иногда считают, что это разум. На самом деле первое, что бог дал человеку - это частичку самого себя, а именно - частичку божественной воли, способности противостоять внешним обстоятельствам и поступать в соответствии со своими желаниями.

И уже потом появляется разум, мышление, как осознавание своей воли и управление своей способностью действовать. А вот память в этом процессе занимает очень даже непростое место. Не зря ведь богиня Мнемозина у древних греков была матерью всх муз. И мне думается, что запоминание и волеизъявление тоже имеют между собой какую-то внутреннюю связь. Если мы чего-то хотим и мы это делаем, то определенным образом это отражается в нашей памяти. И наоборот, если мы запоминаем, то это определенным образом отражается на нашей способности двигаться в нужном нам направлении, делать то, что нам нужно.

Так что, как видите, на эту тему ассоциаций есть много и разных :) Паутинка зашевелилась, искорки по узелкам побежали :)

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для blogger.com

Комментариев нет: