среда, 1 июля 2009 г.

Субботний сериал: А.Р. Лурия “Маленькая книжка о большой памяти”, часть вторая“Синестезия”

Продолжаем «субботний сериал» по книге известного отечественного психолога Алексея Романовича Лурия «Маленькая книжка о большой памяти»

Содержание предыдущей серии

В 20-х годах прошлого столетия к одному из московских психологов пришел некто Ш. Он работал в то время в редакции одной из газет и на очередной утренней планерке редактор заметил, что Ш. ничего не записывает. Вначале редактор хотел устроить Ш. нагоняй, но потом оказалось, что тот точно запомнил весь длинный список порученных ему дел.

Психологи начали изучать Ш. без особого интереса, но потом пришли в растерянность – его память не имела границ. Ему было все равно сколько запоминать слов, цифр, букв – 10, 20 или 100.

«Ему было безразлично, предъявлялись ли ему осмысленные слова или бессмысленные слоги, числа или звуки, давались ли они в устной или в письменной форме; ему нужно было лишь, чтобы один элемент предлагаемого ряда был отделен от другого паузой в 2 — 3 секунды, и последующее воспроизведение ряда не вызывало у него никаких затруднений»

Всю эту информацию он потом без ошибок вспоминал и через 15 лет, вплоть до обстановки в которой проходили опыты.

А. Р. Лурия Маленькая книжка о большой памяти

Часть 2 : Синестезия

Исходные факты

В течение всего нашего исследования запоминание Ш. носило непосредственный характер, и его механизмы сводились к тому, что он либо продолжал видеть предъявляемые ему ряды слов или цифр, или превращал диктуемые ему слова или цифры в зрительные образы.

Наиболее простое строение имело запоминание таблицы цифр, писанных мелом на доске. Ш. внимательно вглядывался в написанное, закрывал глаза, на мгновение снова открывал их, отворачивался в сторону и по сигналу воспроизводил написанный ряд, заполняя пустые клетки соседней таблицы, или быстро называл подряд данные числа.

Ему не стоило никакого труда заполнять пустые клетки нарисованной таблицы цифрами, которые указывали ему вразбивку, или называть предъявленный ряд цифр в обратном порядке. Он легко мог назвать цифры, входящие в ту или другую вертикаль, “прочитывать” их по диагонали, или, наконец, составлять из единичных цифр одно многозначное число.

Для запечатления таблицы в 20 цифр ему было достаточно 35 — 40 секунд, в течение которых он несколько раз всматривался в таблицу; таблица в 50 цифр занимала у него несколько больше времени, но он легко запечатлевал ее за 2,5 — 3 минуты, в течение которых он несколько раз фиксировал таблицу взором, а затем — с закрытыми глазами — проверял себя…

Как же протекал у Ш. процесс “запечатления” и последующего “считывания” предложенной таблицы?

С первого взгляда результаты, которые получились при опросе Ш., казались очень простыми. Ш. заявлял, что он продолжает видеть запечатлеваемую таблицу, написанную на доске или на листке бумаги, и он должен лишь “считывать” ее, перечисляя последовательно входящие в ее состав цифры или буквы, поэтому для него в целом остается безразличным, “считывает” ли он таблицу с начала или с конца, перечисляет элементы вертикали или диагонали, или читает цифры, расположенные по “рамке” таблицы.

Превращение отдельных цифр в одно многозначное число оказывается для него не труднее, чем это было бы для каждого из нас, если бы ему предложили проделать эту операцию с цифрами таблицы, которую можно было длительно разглядывать. “Запечатленные” цифры Ш. продолжал видеть на той же черной доске, как они были показаны, или же на листе белой бумаги; цифры сохраняли ту же конфигурацию, которой они были написаны, и, если одна из цифр была написана нечетко, Ш. мог неверно “считать” ее, например, принять 3 за 8 или 4 за 9.

Однако уже при этом счете обращают на себя внимание некоторые особенности, показывающие, что процесс запоминания носит вовсе не такой простой характер.

Синестезии

Все началось с маленького и, казалось бы, несущественного наблюдения.

Ш. неоднократно замечал, что, если исследующий произносит какие-нибудь слова, например, говорит “да” или “нет”, подтверждая правильность воспроизводимого материала или указывая на ошибки, — на таблице появляется пятно, расплывающееся и заслоняющее цифры; и он оказывается принужден внутренне “менять” таблицу.

То же самое бывает, когда в аудитории возникает шум. Этот шум сразу превращается в “клубы пара” или “брызги”, и “считать” таблицу становится труднее.

Эти данные заставляют думать, что процесс удержания материала не исчерпывается простым сохранением непосредственных зрительных следов и что в него вмешиваются дополнительные элементы, говорящие о высоком развитии у Ш. синестезии.

(Вставка от редакции «Запоминалок». «Синестезия» - это особенность взаимодействия наших органов чувств, когда воздействие на один из них вызывает ощущения и в других. Например, вкус или запах у цифр, букв, «цветной слух», когда звуки вызывают зрительное ощущение цвета. Звуки тоже могут вызывать различные вкусовые ощущения, например, «кислый голос», «сладкие речи» и т.д. Недавно также выявлена способность некоторых людей слышать звуки при наблюдении за, казалось бы, бесшумным движением предметов на экране)

Если верить воспоминаниям Ш. о его раннем детстве, — а к ним нам еще придется возвращаться особо, — такие синестезии можно было проследить у него еще в очень раннем возрасте. “Когда — около 2-х или 3-х лет, — говорил Ш., — меня начали учить словам молитвы на древнееврейском языке, я не понимал их, и эти слова откладывались у меня в виде клубов пара и брызг… Еще и теперь я вижу, “когда мне говорят какие-нибудь звуки … ”

Явление синестезии возникало у Ш. каждый раз, когда ему давались какие-либо тоны. Такие же (синестезические), но еще более сложные явления возникали у него при восприятии голоса, а затем и звуков речи.

Вот протокол опытов, проведенных над Ш. в лаборатории физиологии слуха Института неврологии Академии медицинских наук.

Ему дается тон высотой в 30 Гц с силой звука в 100 дб. Он заявляет, что сначала он видел полосу шириной в 12 — 15 см цвета старого серебра; постепенно полоса сужается и как бы удаляется от него, а затем превращается в какой-то предмет, блестящий как сталь. Постепенно тон принимает характер вечернего света, звук продолжает рябить серебряным блеском…

Ему дается тон в 250 Гц и 64 дб. Ш. видит бархатный шнурок, ворсинки которого торчат во все стороны. Шнурок окрашен в нежно-приятно розово-оранжевый цвет…

Ему дается тон в 2000 Гц и 113 дб. Ш. говорит: “Что-то вроде фейерверка, окрашенного в розово-красный цвет.., полоска шершавая, неприятная.., неприятный вкус, вроде пряного рассола… Можно поранить руку…”

Опыты повторялись в течение нескольких дней, и одни и те же раздражители неизменно вызывали одинаковые переживания.

Значит, Ш. действительно относился к той замечательной группе людей, в которую, между прочим, входил и композитор Скрябин и у которого в особенно яркой форме сохранилась комплексная “синестезическая” чувствительность: каждый звук непосредственно рождал переживания света и цвета и, как мы еще увидим ниже, — вкуса и прикосновения …

Продолжение следует

Комментарии от редакции «Запоминалок»

Обратите внимание, как Ш. запоминал – он «либо продолжал видеть предъявляемые ему ряды слов или цифр, или превращал диктуемые ему слова или цифры в зрительные образы»

Т.е. в одном случае, у него как бы получалась своеобразная фотография, которую потом оставалось просто пересказать.

В другом, Ш. запоминал уже более целенаправленно, прилагая определенные усилия и использую определенные способы.

В этом ему помогала синестезия, когда он видел буквы и цифры в цвете, в виде различных образов, с помощью которых и осуществлялось запоминание.

Таким образом, пример с Ш. показывает различия между двумя видами или уровнями памяти – между непосредственной, природной (по типу отпечатка, снимка), и произвольной, культурной, где используются специальные способы и методы запоминания.

Второй вид памяти еще называют высшей памятью, которая есть только у человека и нет у животных. И точно также как в процессе развития палка, камень и другие предметы использовались человеком в качестве орудий, так и при развитии памяти в истории человеческой культуры вырабатывались специальные умственные орудия, с помощью которых повышалась эффективность интеллектуальной деятельности человека.

В следующей серии

Будет продолжен рассказ о синестезии, показаны ее многочисленные особенности у Ш.

«Для меня 2, 4, 6, 5 — не просто цифры. Они имеют форму…»

«Я обычно чувствую и вкус, и вес слова и мне уже делать нечего — оно само вспоминается.., а описать трудно…»

«Когда я слышу слово “зеленый”, появляется зеленый горшок с цветами; “красный” — появляется человек в красной рубашке, который подходит к нему. “Синий” — и из окна кто-то помахивает синим флажком…»

Пойдет речь и о способах запоминания с помощью расстановки образов на воображаемой улице.

«Когда Ш. прочитывал длинный ряд слов — каждое из этих слов вызывало наглядный образ; но слов было много — и Ш. должен был “расставлять” эти образы в целый ряд.

Чаще всего — и это сохранялось у Ш. на всю жизнь — он “расставлял” эти образы по какой-нибудь дороге. Иногда это была улица его родного города, двор его дома, ярко запечатлевшийся у него еще с детских лет. Иногда это была одна из московских улиц»

———————————————————————————-

Если Вам нужно запомнить "трудное" английское слово, пришлите его нам (zapominalki@gmail.com) и мы придумаем для него специальную запоминалку

——————————————————————————————-

«Запоминалки» – это небольшие веселые истории в стиле "фэнтези", которые мы разрабатываем для запоминания английских слов (обычно тех, что выпадают из памяти)

Они создаются по специальной технологии с использованием возможностей памяти, мышления и воображения

Поэтому эффективность запоминалок равна практически 100%

——————————————————————————————–

Download

Словарь запоминалок английских слов "The best of the first"

Нанословарь лучших запоминалок, созданных за первые полгода работы проекта

Бесплатно

Скачать

Buy

Словарь запоминалок английских слов "Дни недели"

Минисловарь - 7 запоминалок на 7 дней недели (плюс несколько сопутствующих слов)

Стоимость 0,99$, оплата с помощью SMS, Web Money и др.

Купить

Donate

Поддержать нас - морально и материально - можно здесь

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для blogger.com

Комментариев нет: