суббота, 26 июля 2008 г.

Запоминалки как интеллектуальные орудия


Одному из авторов нашего творческого коллектива в свое время довелось многое узнать из области психологии. Зовут этого автора Сергей Диборский, который как раз и пишет эти строки :)

И вот однажды, знакомясь с работами известного советского психолога Л.С. Выготского, работавшего в 30-е годы прошлого столетия, я набрел в них на интересный пассаж, рассказывающий о том, как психологи изучали память у людей, которые умели много запоминать. Их еще называют «мнемонистами» от «мнемо» - память.

Так вот, испытуемым как обычно в таких случаях давались различные задания на запоминания и фиксировались результаты. Но практически все исследователи при этом жаловались, что испытуемые, что называется «химичат», т.е. используют всякие уловки для того, чтобы показать лучшие результаты. Такое поведение даже окрестили «симуляцией памяти».

Поэтому в последующих опытах ученые всячески пытались предупредить эту симуляцию и получить результаты использования некой «чистой памяти», не отягощенной всяким уловками.

Идея же Л.С. Выготского и ряда других психологов состояла в том, что это не просто уловки, это не симуляция памяти. Это просто другая память. В отличие от «чистой», природной, биологической памяти, у человека как культурного существа, в том смысле, что культура – это накопленный человечеством опыт, есть и культурная память.

В отличие от натуральной, природной памяти, это память искусственная, созданная самим человеком. Это специальные интеллектуальные орудия, с помощью которых человек управляет своей памятью, своей интеллектуальной деятельностью.

В качестве примера тогда очень часто приводился пример с завязыванием узелков на память. Мол, человек хочет не забыть что-то сделать, и он завязывает на носовом плате узелок, который ему напоминает об этом действии.

Сейчас, правда, пример с носовым платком почти не вспоминается, наверное потому, что и сами носовые платки с тех пор претерпели не совсем понятную эволюцию :)

Тем не менее, в нашей жизни можно найти массу примеров таких вот специально придуманных интеллектуальных функций. Например, поставить крестик на ладони, сделать зарубку. Сюда же можно отнести целый ряд интеллектуальных действий, которые нашли и свое материальное выражение. Например, записать в еженедельник, в календарь Outlook, в записную книжку мобильного телефона и т.д.

Некоторые, конечно, могут сказать, что в случаях с еженедельником и записными книжками память наоборот отдыхает. В том смысле, что человек записал нужное и не утруждает себя запоминанием.

Если уйти в тонкие теоретические дискуссии, то здесь можно очень даже интересно обсудить многочисленные нюансы развития интеллектуальных функций человека, которые могут существовать не только в интеллектуальной форме, но и в материальной.

Но мы не будем этого делать здесь, а вернемся непосредственно к запоминалкам.

После вышесказанного очевидно, что запоминалки – это не что иное как такие же интеллектуальные орудия, которые мы создаем сами и с помощью которых мы управляем своей интеллектуальной, умственной деятельностью.

Другое дело, что они в основном и существуют тоже в интеллектуальной, умственной форме, а не материализованной, за исключением, конечно, их записей на бумаге или на экране компьютера.

Но у запоминалок есть и одно свойство, которое их немного роднит с материальными формами интеллектуальных орудий. И в том, и в другом случаях человеческий мозг отдыхает!

Т.е., мы придумали запоминалку, мы ее «запомнили», и она улеглась в нашей памяти до того момента, пока не понадобится.

Вот такие вот они – наши запоминалки! :)

Сергей Диборский

P.S. Нам будет интересно узнать Ваше мнение по этой теме!

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для blogger.com

Комментариев нет: