понедельник, 19 июля 2010 г.

Субботний сериал: А.Р. Лурия “Маленькая книжка о большой памяти”. Часть первая - “Начало”

Сегодня мы начинаем «субботний сериал».

В этом сериале будет публиковаться книга известного отечественного психолога Алексея Романовича Лурия, которая называется «Маленькая книжка о большой памяти»

Эта книга была написана в недавнем прошлом, в 20-м столетии, и посвящена удивительному событию, с которым столкнулись тогдашние психологи.

А именно – к ним в лабораторию пришел человек, который все помнил и ничего не забывал!

Но, не будем забегать вперед. Пусть об этом расскажет сам автор книги.
Скажем лишь только, что поскольку наш проект посвящен запоминалкам, то, думается, нам всем будем интересно и полезно узнать, что наша память скрывает в себе еще очень много возможностей и тайн!

Наш «субботний сериал» будет выходить сразу на двух каналах:) – в рассылке и на сайте - небольшими частями, главами, чтобы было удобно читать его с учетом нашего напряженного времени работы и жизни.

И заодно, чтобы, как в любом сериале, было немножко интриги, по принципу – « а что же будет дальше?»:)

Если у Вас появятся какие-то вопросы, замечания, предложения – присылайте их на наш адрес zapominalki@gmail.com

А. Р. Лурия Маленькая книжка о большой памяти

Начало

Начало этой истории относится еще к двадцатым годам этого века (1).

В лабораторию автора — тогда еще молодого психолога — пришел человек и попросил проверить его память.

Человек— будем его называть Ш.— был репортером одной из газет, и редактор отдела этой газеты был инициатором его прихода в лабораторию.

Как всегда, по утрам редактор отдела раздавал своим сотрудникам поручения; он перечислял им список мест, куда они должны были пойти, и называл, что именно они должны были узнать в каждом месте.

Ш. был среди сотрудников, получивших поручения. Описок адресов и поручений был достаточно длинным, и редактор с удивлением отметил, что Ш. не записал ни одного из поручений на бумаге.

Редактор был готов сделать выговор невнимательному подчиненному, но Ш. по его просьбе в точности повторил все, что ему было задано.

Редактор попытался ближе разобраться, в чем дело, и стал задавать Ш. вопросы о его памяти, но тот высказал лишь недоумение: разве то, что он запомнил все, что ему было сказано, так необычно? Разве другие люди не делают то же самое? Тот факт, что он обладает какими-то особенностями памяти, отличающими его от других людей, оставался для него незамеченным.

Редактор направил его в психологическую лабораторию для исследования памяти,— и вот он сидел передо мною.

Ему было в то время немногим меньше тридцати. Его отец был владельцем книжного магазина, мать хотя и не получила образования, но была начитанной и культурной женщиной. У него много братьев и сестер— все обычные, уравновешенные, иногда одаренные люди; никаких случаев душевных заболеваний в семье не было.

Сам Ш. вырос в небольшом местечке, учился в начальной школе; затем у него обнаружились способности к музыке, он поступил в музыкальное училище, хотел стать скрипачом, но после болезни уха слух его снизился, и он увидел, что вряд ли сможет с успехом готовиться к карьере музыканта. Некоторое время он искал, чем бы ему заняться, и случай привел его в газету, где он стал работать репортером. У него не было ясной жизненной линии, планы его были достаточно неопределенными.

Он производил впечатление несколько замедленного, иногда даже робкого человека, который был озадачен полученным поручением. Как уже сказано, он не видел в себе никаких особенностей и не представлял, что его память чем-либо отличается от памяти окружающих.

Он с некоторой растерянностью передал мне просьбу редактора и с любопытством ожидал, что может дать исследование, если оно будет проведено. Так началось наше знакомство, которое продолжалось почти тридцать лет, заполненных опытами, беседами и перепиской.

Я приступил к исследованию Ш. с обычным для психолога любопытством, но без большой надежды, что опыты дадут что-нибудь примечательное.

Однако уже первые пробы изменили мое отношение и вызвали состояние смущения и озадаченности, на этот раз не у испытуемого, а у экспериментатора.

Я предложил Ш. ряд слов, затем чисел, затем букв (2), которые либо медленно прочитывал, либо предъявлял в написанном виде. Он внимательно выслушивал ряд или прочитывал его и затем в точном порядке повторял предложенный материал.

Я увеличил число предъявляемых ему элементов, давал 30, 50, 70 слов или чисел, — это не вызывало никаких затруднений. Ш. не нужно было никакого заучивания, и если я предъявлял ему ряд слов или чисел, медленно и раздельно читая их, он внимательно вслушивался, иногда обращался с просьбой остановиться или сказать слово яснее, иногда сомневаясь, правильно ли он услышал слово, переспрашивал его. Обычно во время опыта он закрывал глаза или смотрел в одну точку. Когда опыт был закончен, он просил сделать паузу, мысленно проверял удержанное, а затем плавно, без задержки воспроизводил весь прочитанный ряд.

Опыт показал, что с такой же легкостью он мог воспроизводить длинный ряд и в обратном порядке— от конца к началу; он мог легко сказать, какое слово следует за какими и какое слово было в ряду перед названным. В последних случаях он делал паузу, как бы пытаясь найти нужное слово, и затем— легко отвечал на вопрос, обычно не делая ошибок.

Ему было безразлично, предъявлялись ли ему осмысленные слова или бессмысленные слоги, числа или звуки, давались ли они в устной или в письменной форме; ему нужно было лишь, чтобы один элемент предлагаемого ряда был отделен от другого паузой в 2 — 3 секунды, и последующее воспроизведение ряда не вызывало у него никаких затруднений (4)

Вскоре экспериментатор начал испытывать чувство, переходящее в растерянность. Увеличение ряда не приводило Ш. ни к какому заметному возрастанию трудностей, и приходилось признать, что объем его памяти не имеет ясных границ. Экспериментатор оказался бессильным в, казалось бы, самой простой для психолога задаче — измерении объема памяти.

Я назначил Ш. вторую, затем третью встречу. За ними последовал еще целый ряд встреч. Некоторые встречи были отделены днями и неделями, некоторые — годами.

Эти встречи еще более осложнили положение экспериментатора

Оказалось, что память Ш. не имеет ясных границ не только в своем объеме, но и в прочности удержания следов. Опыты показали, что он с успехом — и без заметного труда — может воспроизводить любой длинный ряд слов, данных ему неделю, месяц, год, много лет назад.

Некоторые из таких опытов, неизменно кончавшихся успехом, были проведены спустя 15 — 16 лет (!) после первичного запоминания ряда и без всякого предупреждения. В подобных случаях Ш. садился, закрывал глаза, делал паузу, а затем говорил: “да-да … это было у вас на той квартире … вы сидели за столом, а я на качалке … вы были в сером костюме и смотрели на меня так … вот … я вижу, что вы мне говорили …” — и дальше следовало безошибочное воспроизведение прочитанного ряда.

Если принять во внимание, что Ш., который к этому времени стал известным мнемонистом (3) и должен был запоминать многие сотни и тысячи рядов, — этот факт становится еще более удивительным.

Все это заставило меня изменить задачу и заняться попытками не столько измерить его память, сколько попытками дать ее качественный анализ, описать ее психологическую структуру.

В дальнейшем к этому присоединилась и другая задача, о которой было сказано выше, — внимательно изучить особенности психических процессов этого выдающегося мнемониста.

Этим двум задачам и было посвящено дальнейшее исследование, результаты которого сейчас — спустя много лет — я попытаюсь изложить систематически.

Продолжение следует

Примечания

(1) Имеется в виду тогдашний 20-й век.

(2) Запоминание отдельных букв, цифр и слов является одним из основных приемов изучения возможностей памяти, в частности, оценки так называемого «объема памяти», т.е. сколько, какое количество информации может запомнить человек.

(3) Профессиональные мнемонисты – это люди, которые выступали на эстраде и демонстрировали свои уникальные способности по запоминанию различных видов информации. В наше время произошла определенная трансформация этой профессии и большинство современных мнемонистов разрабатывают методики запоминания, проводят соответствующие семинары, выпускают книги и т.д.

(4) Обратите внимание - Ш. было все равно, что запоминать, Ему нужно было лишь небольшое время между запоминаемыми словами, цифрами, буквами. В эти промежутки он “запоминал”, т.е. применял свои мнемотехнические приемы.

Навигация по сериалу

Следующая серия, часть 2
———————————————————————————-

Если Вам нужно запомнить "трудное" английское слово, пришлите его нам (zapominalki@gmail.com) и мы придумаем для него специальную запоминалку

——————————————————————————————-

«Запоминалки» – это небольшие веселые истории в стиле "фэнтези", которые мы разрабатываем для запоминания английских слов (обычно тех, что выпадают из памяти)

Они создаются по специальной технологии с использованием возможностей памяти, мышления и воображения

Поэтому эффективность запоминалок равна практически 100%

——————————————————————————————–

Download

Словарь запоминалок английских слов "The best of the first"

Нанословарь лучших запоминалок, созданных за первые полгода работы проекта

Бесплатно

Скачать

Buy

Словарь запоминалок английских слов “Дни недели”

Минисловарь - 7 запоминалок на 7 дней недели (плюс несколько сопутствующих слов)

Стоимость 0,99$, оплата с помощью SMS, Web Money и др.

Купить

Donate

Поддержать нас - морально и материально - можно здесь

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для blogger.com

Комментариев нет: