Постепенно завершаем «субботний сериал» по книге А.Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти»
Содержание предыдущих – серий (1-5)
В 20-х годах прошлого столетия к московским психологам пришел некто Ш для проверки памяти.
Психологи начали изучать Ш. без особого интереса, но потом пришли в растерянность – его память не имела границ.
Он запоминал много и практически навсегда. Некоторые вещи он вспоминал и через 15 лет.
И тогда психологи начали изучать те приемы, которые использовали Ш. Они назвали их «эйдотехникой» от греческого слова «эйдос» - образ.
Среди этих приемов был и такой как «семантизация» - превращение бессмысленных слов в осмысленные образы
В сегодняшней главе будет показан пример, как с помощью этой мнемотехники Ш. запоминал строки из «Божественной комедии» Данте на незнакомом ему итальянском языке.
А. Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти»
Часть 6. Как Ш. запоминал иностранные слова
В декабре 1937 г. Ш. была прочитана первая строфа из “Божественной комедии”
<em>Nel mеzzо del camin di nostra vita
Mi ritrovai par una selva oscura,
Che la diritta via era smarita,
Ahi quanta a dir qual era e cosa dura</em>
Как всегда, Ш. просил произносить слова предлагаемого ряда раздельно, делая между каждым из них небольшие паузы, которые были достаточны, чтобы превратить бессмысленные для него звукосочетания в осмысленные образы.
Естественно, что он воспроизвел несколько данных ему строф “Божественной комедии” без всяких ошибок, с теми же ударениями, с какими они были произнесены. Естественно было и то, что это воспроизведение было дано им при проверке, которая была неожиданно проведена… через 15 лет!
Вот те пути, которые использовал Ш. для запоминания:
Nel— я платил членские взносы, и там в коридоре была балерина Нельская;
меццо (mezzo) — я скрипач; я поставил рядом с нею скрипача, который играет на скрипке;
рядом — папиросы “Дели”— это del;
рядом тут же я ставлю камин (camin)
di — это рука показывает дверь;
nos — это нос, человек попал носом в дверь и прищемил его; tra — он поднимает ногу через порог, там лежит ребенок — это vita, витализм;
mi — я поставил еврея, который говорит “ми— здесь ни при чем”;
ritrovai — реторта, трубочка прозрачная, она пропадает, — и еврейка бежит, кричит “вай” — это vai.
Она бежит, и вот на углу Лубянки — на извозчике едет per — отец.
На углу Сухаревки стоит милиционер, он вытянут, стоит как единица (una).
Рядом с ним я ставлю трибуну, и на ней танцует Сельва (selva); но чтобы она не была Сильва — над ней ломаются подмостки — это звук “э”…
Мы могли бы “продолжить записи из нашего протокола, но способы запоминания достаточно ясны и из этого отрывка. Казалось бы, хаотическое нагромождение образов лишь усложняет задачу запоминания четырех строчек поэмы; но поэма дана на незнакомом языке, и тот факт, что Ш., затративший на выслушивание строфы и композицию образов не более нескольких минут, мог безошибочно воспроизвести данный текст и повторить его… через 15 лет, “считывая” значения с использованных образов, показывает, какое значение получили для него описанные приемы …
Чтение только что приведенных протоколов может создать естественное впечатление об огромной, хотя и очень своеобразной логической работе, которую Ш. проводит над запоминаемым материалом.
Нет ничего более далекого от истины, чем такое впечатление. Вся большая и виртуозная работа, многочисленные примеры которой мы только что привели, носит у Ш. характер работы над образом, или, как мы это обозначили в заголовке раздела, — своеобразной эйдотехники, очень далекой от логических способов переработки получаемой информации.
Именно поэтому Ш., исключительно сильный в разложении предложенного материала на осмысленные образы и в подборе этих образов, оказывается совсем слабым в логической “организации запоминаемого” материала, и приемы его “эйдотехники” оказываются не имеющими ничего общего с логической “мнемотехникой”, развитие и психологическое строение которой было предметом такого большого числа психологических исследований.
Этот факт можно легко показать на той удивительной диссоциации огромной образной памяти и полном игнорировании возможных приемов логического запоминания, которую можно было легко показать у Ш.
Продолжение следует
Комментарии редакции "Запоминалок"
Уважаемые читатели!
Эта глава о Ш. Вам ничего не напоминает!
Практически один к одному те же способы, что и у нас при создании запоминалок для английских слов!
Различия, конечно, есть, но их мы увидим в следующий раз, при более детальном анализе запоминания у Ш.
Его за нас сделал автор книги – А.Р.Лурия
А в целом – ничто не ново под Луной!
Все мнемонисты так или иначе пользуются общими подходами к запоминанию информации. И постепенно эти приемы проникают в массы и становятся привычными инструментами для многих людей.
В следующей серии
В следующей серии будет показано, как силен был Ш. в запоминании на основе образов, и как трудно ему было запоминать логически
Как говорится, у каждой медали две стороны!
Навигация по сериалу
———————————————————————————-
Если Вам нужно запомнить "трудное" английское слово, пришлите его нам (zapominalki@gmail.com) и мы придумаем для него специальную запоминалку
——————————————————————————————-
«Запоминалки» – это небольшие веселые истории в стиле "фэнтези", которые мы разрабатываем для запоминания английских слов (обычно тех, что выпадают из памяти)
Они создаются по специальной технологии с использованием возможностей памяти, мышления и воображения
Поэтому эффективность запоминалок равна практически 100%
——————————————————————————————–
Download
Словарь запоминалок английских слов "The best of the first"
Нанословарь лучших запоминалок, созданных за первые полгода работы проекта
Бесплатно
——————————————————————————————-
Buy
Словарь запоминалок английских слов "Дни недели"
7 запоминалок на 7 дней недел
Стоимость 0,99$, оплата sms-сообщением с мобильного телефона, Web Money и др.
—————————————————————————————–
Donate
Поддержать нас можно здесь
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для blogger.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий