понедельник, 19 июля 2010 г.

Как быть, если плохая память

Это письмо прислала нам Елена Сарычева

Добрый день всему вашему коллективу!!!!

Восхищаюсь вашей работой, тем что вы делаете для того, что бы все мы могли улучшить свой английский и пополнить словарный запас!!! Но…

У меня к Вам один вопрос, что делать если я изучаю язык, но у меня настолько плохая память, что прочитав 16 страниц книги, стыдно сказать, запомнила 1 слово, и то, только потому, что нашла отличия между ним и тем словом, которое я уже знала. Как быть???

Читаю Ваши запоминалки и тоже стыдно сказать запоминаю очень мало, единичные случаи. :(

Иногда мне друзья рассказывают случаи которые происходили с нами в жизни, т.е. те случаи, когда мы были с ними вместе, а я смотрю на них с широко раскрытыми глазами и не верю в то, что со мной такое было.

Моя мама любит повторять, что когда она меня родила я забрала у нее половину памяти, при этом себе не взяв ничего. Короче говоря, каждый день для меня новый и Дай Бог чтоб не пришлось записывать на видео кто я, как меня зовут и просматривать по утрам что бы не думать кого это окликлнули услышав свое же имя :(

Очень жду Вашего совета. Может подскажете какой-нибудь секрет кроме ассоциативного мышления :)

С Уважением, Елена.

От редакции “Запоминалок”

Вопрос, конечно, интересный. И хотя мы не считаем себя специалистами в подобных вопросах (хотя, где они вообще есть, такие специалисты), тем не менее некоторые вещи можем подсказать.

Во-первых, ничего необычного в такой памяти нет. Погуглив на тему “память” можно найти еще и не такое:)

Например, один из сотрудников нашего коллектива тоже бывает затрудняется вспомнить, что произошло в их семье пару лет назад, хотя его жена все помнит в подробностях.

Что делать в данном случае? - У нас нет готовых ответов, но есть направление, по которому стоит пойти и поискать конкретные способы и приемы запоминания.

А направление это - воля!. Да, да, именно воля.

То, что Вы написали Елена напомнило нам некоторые места из книги “Маленькая книжка о большой памяти”, об одном удивительном человеке - Александре Шерешевском. Он стал знаменитым потому, что обладал абсолютной памятью и ничего не забывал.

Мы опубликовали эту книгу на нашем сайте в рубрике “Субботний сериал”, полный список серий можно посмотреть здесь, а первая серия - здесь.

Там есть такой отрывок, когда Шерешевский хочет научиться забывать. Представляете, обычно мы хотим научиться запоминать, а он хотел научиться забывать!

Тогда он уже выступал на эстраде и запоминал большое количество разных слов и цифр. И проблема была в том, что предыдущие цифры и слова мешали запоминать новые. И вот что однажды придумал Шерешевский:

"Однажды, — это было 23 апреля — я выступал 3 раза за вечер. Я физически устал и стал думать, как мне провести четвертое выступление. Сейчас вспыхнут таблицы трех первых… Это был для меня ужасный вопрос… Сейчас я посмотрю, вспыхнет ли у меня первая таблица или нет… Я боюсь как бы этого не случилось. Я хочу — я не хочу… И я начинаю думать: доска ведь уже не появляется, — и это понятно почему: ведь я же не хочу! Ага!.. Следовательно, если я не хочу, значит, она не появляется… Значит, нужно было просто это осознать"

Удивительно, но этот прием дал свой эффект. Возможно, что здесь сыграла свою роль фиксация на отсутствие образа, возможно, что это было отвлечение от образа, его торможение, дополненное самовнушением, — нужно ли гадать о том, что остается нам неясным? … Но результат оставался налицо…

Последний абзац - это комментарии психологов, которые долгое время изучали способности Шерешевского.

В общем, книжка очень интересная, советуем почитать, не пожалеете:)

А главный вывод такой - тренируйте свою волю. Это только кажется, что она не имеет отношения к памяти. На самом деле наоборот, они тесно связаны.

И мы, и наши читатели, неоднократно замечали, что если слово не нужно, то оно не запоминается. И наоборот, если слово нужно, то оно как раз и запоминается.

Значит тренируйте нужность слова. Придумывайте причины, почему оно нужно, в каких ситуациях, представляйте, как будет хорошо, когда оно запомнится и т.д.

Фантазируйте, варьируйте, развивайте свои ощущения в этой области, находите свои индивидуальные мысли, чувства, образы.

Попробуйте и такой прием - найдите на нашем сайте какую нибудь запоминалку, которая чем-то заинтересует, и которая скорее всего где-то будет встречаться потом.

Выделите время - минут 10-15-20, в спокойной обстановке, ни на что не отвлекаясь, прочитайте все, что мы про нее написали - и словарную статью, и запоминалочную историю, и саму запоминалку. Ничего не запоминайте, просто читайте.

И обязательно (!) представляйте себе то, что там написано - зрительно, в слуховых образах, может быть в других - тактильных (движение), обонятельных (запах) и др.

Тоже фантазируйте, изобретайте, придумывайте, подбирайте то, что нравится.

Сделайте так несколько раз, первый раз будет трудно, второй - легче, третий - еще легче. Обычно после третьего раза уже вырабатывается определенная привычка. Тренируйте, натаскивайте свою волю и свою запоминаемость.

А потом пойдите в Интернет, найдите какие-то английские тексты, где могут встречаться эти слова. И когда увидите их в тексте, постарайтесь расслабиться и не думать о том, какая у Вас память.

Подумайте о другом - вот интересно, к этому слову я читала запоминалку. Как сейчас она сработает?

Главное - не напрягайтесь, просто любопытствуйте, смотрите на свои ощущения, мысли, эмоции. Расслабляйтесь и старайтесь получать удовольствие, когда встречаетесь с этими словами.

Ну и конечно, придумывайте сами разные упражнения, способы и приемы запоминания. Главное, помните направление - воля помогает памяти, и если Вы захотите, если Вы пожелаете, то воля Вам поможет, и память подчинится ей.

Где-то у Ницше есть точно такие слова - “Память сказала “нет”, воля сказала “да”, и память подчинилась”

Удачи!

С уважением

Сергей Диборский и команда проекта

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для blogger.com

Комментариев нет: